19 марта в истории России

 

19 марта — 110 лет со дня приказа по Морскому ведомству, которым подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей (создание подводного флота России) (1906 год)

 

   19 марта 1906 года по указу российского императора Николая II в классификацию судов военного флота был включён новый, самостоятельный класс боевых кораблей – подводные лодки. В состав российского флота вошли 10 подводных лодок. Первая из них – «Дельфин» – была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

В 1990-е годы дата восстановлена как День моряка-подводника. Это профессиональный праздник, который отмечается ежегодно 19 марта военнослужащими подводного флота России.

   Между тем первая подводная лодка, «потаённое судно», была построена еще в 1721 году по указанию Петра I русским плотником Ефимом Никоновым. Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII–XIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Так, в 1879–1881 годах по проекту С. К. Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.

   Однако подводное кораблестроение стало важнейшей отраслью отечественного военного судостроения лишь в ХХ веке. В 1904 году на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка «Дельфин» водоизмещением 113 тонн, а в 1908 году в России был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб». К началу Первой мировой войны подводные силы России насчитывали в строю 15 подводных лодок. Еще 18 субмарин строились.

   Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 20-е годы ХХ века, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны. К началу Великой Отечественной войны в составе советского Военно-морского флота насчитывалось 212 подводных лодок, в том числе океанские субмарины, которые имели усиленное торпедное, артиллерийское и минное вооружение.

   Итоги боевой деятельности советских подводников в 1941–1945 годах были достаточно успешными, если учесть исключительно большую минную опасность (особенно на Балтике) и отсутствие надёжного боевого обеспечения. За годы войны советские подводные лодки совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак и поставили 1736 мин в активных минных заграждениях. Советскими подлодками было потоплено около 100 боевых кораблей общим тоннажем 27380 тонн и уничтожено свыше 200 транспортов противника.

   В послевоенные годы, когда отчётливо просматривалось стремление потенциального противника блокировать СССР и его союзников с океанских и морских направлений, нашей стране пришлось создать мощный подводный флот. В первые послевоенные годы советский ВМФ ежегодно получал 8–10 новых подводных лодок, а к середине 1950-х годов число подлодок, ежегодно вводимых в строй, составляло уже 40–60 единиц. Рекордным в этом плане стал 1955 год, когда в строй было введено 77 субмарин. К этому времени в СССР уже было развернуто строительство подводных атомоходов. 17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъёма Военно-морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке, а уже через 10 лет советский ВМФ располагал более чем 50 атомными подводными лодками.

   В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в строй в 1967 году. Всего с 1904 года и до конца ХХ века наша судостроительная промышленность сдала флоту 1163 подводные лодки суммарным водоизмещением 2,5 млн тонн. При этом было построено 244 атомных подводных лодки – это больше, чем во всех остальных странах, имеющих в составе своих флотов такие боевые корабли.

   В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удалённых районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырёх подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе.

   Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подлёдные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, северной части Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря.

   Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, на учениях «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 атомная ракетная.

   К настоящему времени состав подводных сил российского ВМФ существенно сократился. В строю остались главным образом подлодки 3-го послевоенного поколения. Тем не менее, подводный флот России по корабельному составу и боевым возможностям является вторым в мире, уступая лишь подводному флоту ВМС США.

   Сегодня в боевом составе морских стратегических ядерных сил ВМФ России имеется более 20 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а в составе сил общего назначения – свыше 50 атомных и дизельных субмарин. Наличие этого флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав и заставляет ведущие западные государства считаться с её национальными интересами.

 

 

Все права защищены. 2018г.